Темы: Конец времен, Машиах, Галут, Рав Бенцион Зильбер, Геула
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Бен-Цион!
В статье о Мальбиме читаем:
Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”.»
«Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?”. Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13).
Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления?
Заранее спасибо за ответ, Михаил, Иерусалим.
Уважаемый Михаил!
Кто мы относительно Мальбима? Как муравьи относительно слона!
Упомянутые Вами слова Талмуда звучат так: «Сказал рав Шмуэль бар Нахмани от имени рабби Йонатана: “Чтоб вышел дух из тех, кто высчитывает кицим (времена прихода Машиаха), потому что скажут: раз пришло это время и он не пришёл, больше он не придёт. Но жди его, как написано: “если задержится — жди его”(Хаваккук 2, 3)”.»
Мальбим писал о конечном избавлении за 60 лет до предполагаемого избавления. Он писал в 5628 (1867-8) году, и речь шла о 5688 (1927-28) годе. Он не писал о событии, которое произойдёт при жизни его поколения. Не все были согласны с этим. Мальбим надеялся, что так может произойти, он не писал, что это обязательно должно произойти.
Мальбим писал комментарий на весь ТАНАХ, и написал это, комментируя видение Даниэля. Мальбим не писал, что его комментарий — единственный и определённо будет именно так.
И при всём этом мой отец зацал мне рассказывал, что в тот год, который выходил по комментарию Мальбима (5688—1927-28), в начале года один человек поднялся в синагоге и объявил, что по расчёту Мальбима в этом году придёт Машиах. В конце года этот человек публично нарушал субботу… Поэтому с высчитыванием времён надо быть очень осторожным. И, даже приняв сравнение Мальбима, мы всё же не знаем, насколько мы близки или далеки от «Харькова».
Маймонид в своём Послании в Йемен пишет об этом так: в египетском изгнании был указан точный срок (400 лет), и всё-таки произошла ошибка — часть колена Эфраима вышла из Египта на 30 лет раньше, они ошиблись в том, с какого момента следует отсчитывать 400 лет. Что уж говорить нам, пишет Маймонид, если мы, вообще, не знаем сроков. (В видении Даниэля не указано, годы это, месяцы или что-то третье, с какого момента следует отсчитывать, — совершенно ничего не понятно. И есть совершенно различные комментарии).
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Мессия — Машиах и лже-Машиахи
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
«Оцарот»
Положа руку на сердце, скажите, всегда ли вы правы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Рафаэль Айзенберг
Рав Бенцион Зильбер
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
«Оцарот»
Чтобы ускорить избавление, надо учить Тору самостоятельно, а также обучать ей подрастающее поколение. История о губной гармошке и истинных приоритетах.
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.